Блог LC consult

Сходство до степени смешения товарного знака: как не нарушить права третьих лиц

Положения гражданского законодательства запрещают регистрацию и использование обозначений, тождественных и сходных до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

И если тождественность означает полное совпадение обозначений во всех элементах, то что является сходством до степени смешения и на основании чего оно устанавливается? Специалисты LC consult подготовили статью о том, что учесть при сравнение обозначений для регистрации товарного знака в 2025 году и не нарушить права третьих лиц.

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Тут важно учитывать, что обозначение сходства товарных знаков может состоять из сильных и слабых элементов, где сильный элемент обладает оригинальностью и акцентирует внимание на себе, а слабые элементы призваны его дополнять (это могут быть часто употребляемые буквосочетания, неохраняемые слова, символы). Обозначения, содержащие одинаковые сильные элементы, могут быть признаны товарными знаками сходными до степени смешения, несмотря на наличие отличий в слабых элементах.
Важно также отметить, что сходство определяется на уровне восприятия обозначений обычным потребителем. При оценке учитывается, что потребитель в большинстве случаев не сопоставляет два знака напрямую, а опирается на общее восприятие, сформированное размытыми воспоминаниями о ранее увиденном обозначении. При этом в сознании закрепляются, в первую очередь, наиболее яркие и уникальные черты товарного знака, а не его детали.

Законодательно и на практике есть три основных признака сравнения обозначений при регистрации товарных знаков:

1) звуковой (фонетический);
2) графический (визуальный);
3) смысловой (семантический).
При сравнении двух обозначений по фонетическому сходству товарного знака оценивается сходство их произношения. В данном случае учитываются ударение, количество слогов, сочетание звуков. В зоне риска находятся, например, словесные элементы, различающиеся только одной буквой/звуком либо обозначения, которые, несмотря на различное написание, имеют одинаковое звучание («Шок» (рус.) vs. «Shocиk» (анг.)).

Сравнение визуальной части происходит за счет сопоставления шрифта, цвета, элементов дизайна, их расположения. Обозначение может быть признано сходным в случае использования похожих графических элементов, цветовых схем, композиционных решений, если в совокупности они порождают вероятность смешения.

Семантическое сходство товарного знака означает близость смысла или ассоциаций, которые вызывает товарный знак. Анализу подвергается значение слов, их перевод, предполагаются идеи, которые они могут вызвать у потребителя. Так, семантически сходными могут быть признаны обозначения «Мелодия сна» и «Музыка сна» за счет использования синонимичных слов.

Словесные и комбинированные обозначения подлежат сравнению по каждому из признаков, однако не каждый из признаков имеет одинаковое значение при сравнении. Из практики Роспатента и арбитражных судов известно, что фонетическое и семантическое сходство товарного знака считаются более значимыми, чем графическое. Визуальное оформление считается второстепенным признаком и носит вспомогательный характер ввиду того, что потребители чаще воспринимают бренд на слух или по смыслу, особенно в устной коммуникации.
Так как при оценке сходства товарного знака эксперты в первую очередь анализируют звуковое и смысловое сходство, графические различия могут вовсе не учитываться, если фонетика и семантика совпадают. Поэтому при выборе наименования для индивидуализации своих товаров/услуг в первую очередь стоит поработать над уникальностью словесного элемента, а не его графическим оформлением - креативный визуал не сможет компенсировать слабое название.
регистрация товарного знака, сходный товарный знак, товарные знаки сходные до степени смешения
Источник: freepic.com
Еще одним важным критерием сравнения является однородность товаров и услуг, в отношении которых знаки используются.

Однородными считаются товары/услуги, которые относятся к одному классу МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), имеют общее назначение или целевую аудиторию, могут быть связаны в восприятии потребителя.

При оценке степени сходства товарных знаков недостаточно анализировать только их название, звучание или дизайн. Даже при явном сходстве знаков конфликт может отсутствовать, если товары/услуги относятся к разным категориям, не пересекаются по функционалу.

Таким образом, при выборе обозначения для индивидуализации своих товаров и услуг следует руководствоваться следующей последовательностью шагов:

1. Убедиться в уникальности словесных элементов.

Следует избегать общеупотребимых, часто используемых в вашей нише слов, элементов известных брендов.

2. Проверить не только название, но и визуал.

Не стоит использовать стоковые картинки, лучшим решением будет создание оригинального логотипа, проверить который можно на сервисах по поиску похожих изображений.

3. Подобрать классы МКТУ для регистрации товарного знака.

Необходимо определить основные и смежные классы МКТУ для ваших товаров/услуг, а также исключить классы, которые не соответствуют текущей и будущей деятельности, это позволит снизить вероятность смешения.

4. Проконсультироваться с юристом по интеллектуальной собственности.

Специалист поможет оценить риски и правильно оформить заявку на регистрацию товарного знака.

5. Зарегистрировать свой товарный знак.

Это позволит защитить ваш бред и исключить возможность использования сходного с товарным знаком обозначения другими лицами.
Чтобы быть уверенным и учесть все требования для регистрации товарного знака, обратитесь в LC consult. Наша компания предоставляет полный спектр услуг: от консультации до получения товарного знака «под ключ».

Наши контакты:

Телефон: +7 (952) 894-45-51
E-mail: info@lc-consult.ru
А также можете обращаться в мессенджеры по указанному номеру (WhatsApp, Telegram).
Материал подготовили:
Черненко Екатерина Александровна, юрист
Осипова Анастасия Владимировна, контент-менеджер
Товарные знаки